novoslov

Categories:

ГПУ УССР СССР

Главное Политическое Управление Украинской Советской Социалистической Республики Союза Советских Социалистичестих Республик

ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРЕ, ОПЕРАТИВНЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ФУНКЦИЯХ И ПРАВАХ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГПУ УССР (СЕКТОРОВ, ГОРОДСКИХ И РАЙОННЫХ АППАРАТОВ)

Сентябрь 1930 г.

Сов. секретно

Хранить наравне с шифром

ПОЛОЖЕНИЕ

о структуре, оперативных и административных функциях и правах местных органов ГПУ УССР (секторов, городских и районных аппаратов ГПУ). На титульном листе пометка: «Получено при отношен. ГПУ Укр. от 22 жов. 1930 г. № 122469».

Общее положение о Государственном Политическом Управлении УССР, действующее на основании Постановления ВУЦИК'а и СНК от 13-УШ 1924 года, в связи с переходом УССР на двухстепенную систему управления, не изменяется.

В соответствии с Постановлением ВУЦИК'а и Совнаркома УССР от 2-1Х 1930 года при Районных Исполнительных Комитетах Советов, в зависимости от оперативной необходимости, создаются Районные Отделения ГПУ или вводятся Райуполномоченные ГПУ, а в 18 городах, по особому перечню, городские Отделения ГПУ.

В связи с невозможностью полного оперативного охвата всех административных единиц и для создания крепких оперативных кулаков по борьбе с контрреволюцией и разведывательной работой противника, каковая строится вне зависимости от границ районов, создаются Секторные аппараты ГПУ.

ГПУ УССР осуществляет общее политическое, оперативное и административное руководство, как Секторами, так и городскими и районными аппаратами ГПУ.

Непосредственное же оперативное руководство ГПУ УССР Городскими и Районными аппаратами ГПУ осуществляется по наиболее важным кампаниям общегосударственного значения; особо принципиальным вопросам и по отдельным наиболее важным делам.

Организационная структура органов

А. СЕКТОРНЫЕ АППАРАТЫ ГПУ

1. Сектора ГПУ создаются для непосредственной глубокой чекистской работы в пределах обслуживаемой территории и для оперативного руководства городскими и районными Отделениями и аппаратом районных уполномоченных ГПУ.

2. На территории УССР организуются 9 Секторов по следующей дислокации:

1) Сектор — г. Харьков. Территория бывшего Харьковского Округа.

2) Сектор — г. Сталино. Территория бывш. Артемовского, Луганского, Сталинского и Мариупольского округов.

3) Сектор — г. Киев. Территория бывш. Киевского, Черниговского, Бело-церковского, Шевченковского и часть Уманского округов.

4) Сектор — г. Днепропетровск. Территория бывш. Днепропетровского, Криворожского, Запорожского и Мелитопольского округов.

5) Сектор — г. Одесса. Территория бывш. Одесского, Херсонского, Николаевского и Зиновьевского округов.

6) Сектор — г. Винница. Территория бывш. Винницкого, Проскуровского и части Уманского округов.

7) Сектор — г. Житомир. Территория бывш. Волынского и Бердичевского округов.

8) Сектор — г. Полтава. Территория бывш. Полтавского, Лубенского и Кременчугского округов.

9) Сектор — г. Сумы. Территория бывш. Сумского и Конотопского округов.

3. Месторасположение аппарата секторов устанавливается в пунктах:

Второй —»— г. Сталино 

Третий —»— г. Киев 

Четвертый —»— г. Днепропетровск 

Пятый —»— г. Одесса 

Шестой —»— г. Винница 

Седьмой —»— г. Житомир 

Восьмой —»— г. Полтава 

Девятый —»— г. Сумы 

4. Секторный аппарат ГПУ строится по следующей структуре:

Секретариат — объединяющий весь технический и обслуживающий состав.

Отделение КРО

— » — С.О

— »— ИНФО

— » — ЭКО

— »— УСО

Разведыв. Отделение или группа.

5. В отдельных Секторах (Киев, Житомир, Винница, Днепропетровск) создаются группы по борьбе с контрабандой; в Одесском Секторе организуется Отделение ИНО.

Б. ГОРОДСКИЕ И РАЙОННЫЕ АППАРАТЫ ГПУ

6. Во всех городах УССР, Горсоветы которых находятся в непосредственном ведении ВУЦИК'а, создаются Городские Отделения ГПУ, обслуживающие также присоединенные к городу сельрайоны.

7. В городах, где расположены аппараты Секторов, Городские Отделения ГПУ не создаются, и вся работа ведется общим аппаратом Сектора.

8. Аппарат Сектора, а также Городские Отделения ГПУ обслуживают присоединенные к городу сельрайоны без выделения специального аппарата для обслуживания сельских районов.

9. Районные Отделения и Районные Уполномоченные ГПУ являются оперативными единицами органов ГПУ и осуществляют в пределах своей территории всю оперативно-чекистскую работу: борьба со всеми видами контрреволюции, шпионажа, вредительства, должностными преступлениями, а также освещение политических настроений всех слоев населения и своевременная сигнализация о происходящих в данном районе политических процессах и назревающих явлениях в политическом состоянии социальных прослоек населения.

10. Структура и количество штатных единиц территориальных органов ГПУ определяется в зависимости от полит.-экономической и оперативной важности города и районов.

11. Районные и Городские Отделения и районные Уполномоченные ГПУ несут перед ГПУ УССР и Сектором, в территорию коего они входят, полную ответственность за оперативное обслуживание порученной им территории по всем линиям работы ГПУ.

12. Районные аппараты ГПУ, находящиеся в районах, расположенных в пределах погранполосы, проводят свою работу под руководством Пограничных Отрядов, подчиняющихся непосредственно ГПУ УССР.

Оперативные функции

А. СЕКТОР

Сектор ведет работу:

13. По линии контрразведывательной

а) По всем видам военно-политического шпионажа и диверсии.

б) По национальным колониям.

в) По обслуживанию иностранных Представительств, Консульств и Миссий.

г) Закордонную работу (специальным аппаратов в отдельных Секторах и Погранотрядах, а в остальных Секторах по мере необходимости, аппаратом КРО, по заданиям ГПУ УССР).

д) По УНР'овщине, повстанчеству, по политическому и уголовно-политическому бандитизму, по бандитско-диверсионным организациям и группировкам.

е) По монархическим группам и организациям.

ж) По бывшим махновским кадрам, исключая моменты, когда безусловно устанавливается руководство политической группы анархистов.

14. По линии секретного отдела

а) По украинским контрреволюционным организациям, группам и одиночкам, связанным с русской и украинской общественностью, как городской, так и сельской.

б) По кулацко-контрреволюционным группировкам и одиночкам.

в) По всей сельской интеллигенции и учащейся молодежи, кроме организаций и групп, явно повстанческого характера, которые разрабатываются КРО.

г) По террористическим проявлениям политического характера на селе.

д) По духовенству и церковникам всех течений.

е) По антисоветским партиям, группам и третьей силе.

ж) По выявлению бывших провокаторов.

з) По антисоветским проявлениям и группировкам среди бывших партизан.

15. По линии ЭКО

а) По выявлению и борьбе с экономической контрреволюцией, вредительством, экономшпионажем, должностными и хозяйственными преступлениями в различных отраслях промышленности, торговли, кооперации, сельскохозяйственного производства, в советском аппарате.

б) Проводит борьбу с ажиотажем, спекуляцией и фальшивомонетчеством.

в) Оперативно обслуживает проведение хозяйственно-политических кампаний.

г) Ведет работу по изучению и освещению настроений технической интеллигенции, сигнализируя о происходящих процессах и назревающих явлениях в этой прослойке.

д) В Секторах, где имеются группы по борьбе с контрабандой, на них возлагается борьба с контрабандой на территории всего Сектора.

16. По линии информационной

А) По руководству информационной работой и суммированию материалов о политсостоянии территории Сектора.

Б) Непосредственную работу по городу и району.

Вся работа в Секторе, городе и районе строится, исходя из следующих основных задач информации:

а) Глубокое освещение политических настроений всех слоев населения, как города, так и села, рабочих, крестьян, интеллигенции, учащихся, служащих, бывших партизан, нацменьшинств, своевременно сигнализируя о происходящих среди них процессах и явлениях.

б) Систематическая информация ГПУ УССР по всей территории Сектора о колебаниях и изменениях в политическом состоянии всех социальных прослоек.

в) Своевременная сигнализация о нарастающих серьезных политических событиях, об активных антисоветских проявлениях, росте повстанческих тенденций и т. д.

г) Специальное изучение назревающих политико-экономических процессов среди всех социальных прослоек города и села.

д) Учет и статистика активных антисоветских проявлений и важнейших событий.

е) Обобщение всего материала по политсостоянию Сектора или отдельного участка, на основе, добытых всеми оперативными Отделениями.

В области подсобной работы в функции ИНФО входит:

а) Широкая оперативная информация, которая должна питать специальные Отделения ГПУ.

б) Систематическое освещение всего подучетного элемента Оперативных Отделений.

в) Выявление неучтенных кадров кулацко-контрреволюционного актива на селе, в промышленности и городе.

г) Выполнение заданий оперативных Отделов.

Во всей подсобной работе ИНФО имеет установку на выявление конкретных политических и экономических дел, а также ненормальностей, злоупотреблений и дефектов в советском, кооперативном и прочих аппаратах и на производстве.

Для выполнения перечисленных задач Сектор выполняет по линии ИНФО следующую работу:

а) Заводит агентурные обработки, в порядке проверки первичных материалов по кулацкой контрреволюции и а/с элементу.

б) Ведет работу по оперативной профилактике, принимая меры к удалению классо-чуждого элемента и кулачества из предприятий в городе и на селе, из низового советского, административно-судебного и кооперативного аппаратов, проводя эту работу в необходимых случаях, отнюдь не в порядке кампаний.

Вся эта работа проводится Районными и Городскими аппаратами Сектора в пределах непосредственного обслуживания.

Примечание. Профилактика по оперативным материалам, передаваемым в ЭКО, проводится сектором.

в) Устраняет перегибы и устремления в низовом советском, кооперативном аппарате, путем информационной постановки вопросов в соответствующих органах Начальниками Городских и Райаппаратов.

ИНФО Сектора разрабатывает вместе с соответствующими Гор. и Райап-паратами план насаждения резидентурной сети контрольного осведомления, запасной резидентуры, всячески помогая району и городу в изучении, подборе, вербовке и инструктировании секторных кадров, учитывая при составлении планов насаждения сети нужды и требования специальных Отделений (КРО, СО и ЭКО).

ИНФО Сектора руководит Мобработой Гор. и Райаппаратов по ИНФО, а также ведет непосредственную мобработу по линии ИНФО по городу и району, обслуживаемому аппаратом Сектора. По Политконтролю.

а) Оперативная работа по объектам ПК — печать, зрелища, связь и т. п.

б) Руководство секпунктами ПК, организуемыми в отдельных районах и городах.

По спецработе.

а) Допуск и учет работников секретных и шифровальных частей.

б) Оперативное обслуживание всех допущенных к этим видам работы.

в) Периодическое обследование секретного, шифровального и мобилизационного делопроизводства учреждений, предприятий и организаций.

17. По линии разведки.

Аппарат Разведки концентрируется в Секторах, причем каждый Сектор выделяет из общего штата Разведки группу разведчиков для Гораппарата.

Примечание 1. В Погранотрядах Каменецком, Могилевском и ГПУ АМССР (Автономия молдавская ССР) создаются также группы Разведки.

Примечание 2. Отделения и группы Разведки в Секторах подчиняются непосредственно Пом. Нач. Сектора. Разведывательные группы или отделения подчиняются в Погранотрядах Пом. по оперчасти и в городских отделениях Нач. Горотдела.

Кроме того, Начальникам соответствующих отделений вменяется в обязанность систематически инструктировать работников Разведки по отдельным отраслям работы и заданиям.

18. По учетно-статистической работе.

Вся учетно-статистическая работа централизуется в масштабе Сектора и Погранотряда.

В Секторах создаются учетно-статистические Отделения, в задачи которых входит:

а) Централизованный учет дел-формуляров, агентурных разработок и следственных дел Сектора и его периферии.

б) Ведение справочной работы по Сектору (центральная картотека).

в) Централизованный подсобный учет лиц, проходящих по материалам оперативного делопроизводства Сектора.

г) Статистическое обобщение материалов учета по специальным формам (в установленные сроки и по отдельным заданиям) и представление статистических сведений в ГПУ УССР, а также руководству и оперативному составу Сектора.

д) Информация центра о всех вновь заводимых делах-формулярах, агентурных разработках и следственных делах копиями постановлений по делам для ведения справочной работы.

е) Осуществление розыска по циркулярным спискам ОГПУ (с использованием районных и городских аппаратов ГПУ).

ж) Хранение архивов Сектора и его органов.

Вся работа учетно-статистического аппарата в Секторах строится по строго единообразной карточной системе по типу, принятому в ГПУ УССР.

В Погранотрядах учетно-статистические группы выполняют все функции аппарата Секторов, за исключением хранения архивов.

19. Аппарат Сектора, руководя всей агентурно-оперативной работой периферии и ведя непосредственную работу в городе и сельских районах, присоединенных к Горотделениям, насаждает непосредственно через Городские и Районные аппараты квалифицированную агентуру:

По линии КРО.

Среди национальных меньшинств в местах концентрации УНР'овщины, махновских, бандитских, белогвардейских кадров, в местах концентрации подучетных элементов и т. п.

Кроме того при Секторе создается кадр (так в тексте) высококвалифицированной агентуры, главным образом, по укр. к-р (как по линии КРО, так и по линии СО) и по бандитизму, а также по линии ЭКУ, по борьбе с вредительством — для использования по наиболее серьезным делам, посылки в неблагополучные районы, использования по специальным заданиям ГПУ УССР и т. д.

По линии СО.

Среди кулацких слоев в кругах русской интеллигенции, в средних и высших школах и в местах концентрации подучетных элементов.

По линии ЭКУ.

На крупных заводах, шахтах, в трестах, в крупных сельскохозяйственных единицах, крупных колхозных объединениях, коммунах машинно-тракторных станциях.

20. Во избежание ослабления внимания Секторов к практической работе и руководству гор. и райаппаратов в Отделениях Сектора оперативная работа разбивается по соответствующим группам, с целью обеспечения отдельными работниками:

а) Работы по городу и прикрепленному району и

б) Для руководства всей работой по остальной территории.

Местная работа сосредотачивается в каждой группе по соответствующей отрасли.

Что касается работы ИНФО, то вся местная работа по городу и району сосредотачивается в одной группе, с разбивкой по соответствующим объектам; в другой группе концентрируется вся работа ИНФО на периферии также по соответствующим объектам и в третьей группе — ПК и спецработа.

21. Оперативное руководство работой ИНФО Гор. и Райаппаратов Сектор осуществляет путем:

1) Проверки и утверждения планов насаждения сети и резидентур.

2) Постоянного наблюдения за ходом работы своей периферии, в частности, за выполнением директив ГПУ УССР и Сектора.

3) Систематических обследований, инструктирования и непосредственной практической помощи своими работниками.

4) Дачи письменных оценок работы, как по линии организационной, так и по непосредственной информационной работе, с совершенно конкретными указаниями.

5) Дачи заданий о специальном изучении отдельных вопросов или явлений.

Примечание. В силу того, что в ряд е районов, входящих в состав Сектора, имеется по 1 работнику ГПУ (Р/Уполном.) и по 2 (Р/Уполн. и его помощник) — Сектора при осуществлении § 21, обращают особое внимание на такие районы, максимально усиливая в отношении их практическую помощь своими работниками.

22. Следственные дела на Тройку и Особое Совещание, поступающие в Сектор с периферии, прорабатываются соответствующими Отделениями, после чего, если они не требуют дополнительного следствия, направляются в ГПУ УССР (УСО).

23. В случае, когда Сектор найдет следствие недостаточно полным или направление дела в ГПУ УССР нецелесообразным, — дело направляется либо для доследования Гор. или Райаппарату с конкретными указаниями Сектора, либо направляется по подсудности.

24. Все следственные дела, ведущиеся непосредственно Сектором, по окончании направляются в соответствующие судебные или следственные органы — по территориальности, либо в ГПУ УССР на Тройку или Особое Совещание. По делам особо принципиального характера — в каждом отдельном случае запрашивается ГПУ УССР.

Техника работы и порядок выполнения постановлений Особого Совещания и Тройки определяется специальной инструкцией.

25. Сектор разрабатывает непосредственно все агентурные и следственные дела, выходящие за пределы административного района, используя по конкретным поручениям и заданиям периферийный аппарат.

26. Сектор может по своему усмотрению, в случае практической и оперативной целесообразности и при наличии соответствующих оперативных работников, поручать Гор. и Райаппарату ведение разработок, охватывающих несколько районов.

27. В отношении разработок, охватывающих территорию двух или более Секторов, — местонахождение разработки определяется ГПУ УССР.

28. Аппарат Сектора разрабатывает планы оперативной работы по всем линиям, насаждает и непосредственно руководит квалифицированной агентурой, поручая в необходимых случаях связь с ней Гор. и Райаппарату.

29. Все разработки районного характера, успешное ведение которых обеспечивается соответствующей квалификацией аппарата, должны оставаться в районах.

Разработка может быть изъята только в тех случаях, когда Сектор не имеет возможности усилить Рай. или Гораппарат соответствующими работниками Сектора для дальнейшего ведения разработки.

30. Ликвидация разработок, не имеющих особо принципиального характера, производится по усмотрению Сектора; что же касается разработок особо принципиальных, то ликвидация таковых разрешается только с предварительной санкции ГПУ УССР.

31. Для ликвидации разработок по шпионажу, экономической к.-р. и по-литпартиям, хотя бы районного или городского значения, — обязательна санкция ГПУ УССР.

32. Проведение массовых операций, как по всей территории Сектора, так и в пределах отдельных районов, разрешается только с санкции ГПУ УССР. Аресты специалистов и иностранно подданных без санкции ГПУ УССР — воспрещаются.

33. Спецсводки по важным разработкам (шпионаж, политпартии, к.-р. организации, экономическая к.-р., экономшпионаж), кампаниям (хлебозаготовкам, посевным и т. д.), спецдонесения по серьезным происшествиям (аварии, пожары, взрывы), сводки о политсостоянии городов и районов — направляются Гор. и Райаппаратами в соответствующие Отделы ГПУ УССР и Сектор.

34. Сообщения об агентурных разработках и следственных делах. Поступающие в Сектор из районов, идут в соответствующие Отделения Секторов, в зависимости от указанных функций каждого, которые руководят и наблюдают за дальнейшей разработкой по соответствующим отраслям.

35. Войска ОГПУ, расположенные на территории Сектора, в оперативном отношении подчиняются Начальнику Сектора.

36. На Начальника Сектора, как оперативного руководителя части войск ОГПУ, возлагается ответственность за боеспособность, политико-моральное состояние и чекистско-боевую подготовку; наблюдение за несением повседневной службы и бытовым состоянием части.

37. Начальникам соответствующих Секторов предоставляется право оперативно-боевого использования подразделений или части в целом для:

а) Подавления восстаний и волнений;

б) ликвидации массовых волынок, беспорядков;

в) ликвидации массовых к.-р. демонстраций только с предварительного разрешения Председателя ГПУ УССР.

38. Оперативное использование для выполнения задач, вытекающих из повседневной деятельности Сектора (обыски, облавы, аресты, конвоирование), производится распоряжением Начальника Сектора.

Примеч ание. Для конвоирования — части ГПУ могут быть привлечены лишь в исключительных случаях, когда части конвойной стражи для этой цели соответствующего наряда выделить не могут.

39. Для караульной службы части ОГПУ могут быть привлечены лишь на основании утвержденной Председателем ГПУ Украины табели постам. Увеличение наряда для караульной службы допускается только с разрешения Начальника УПО и Войск ГПУ Украины.

40. Начальник Сектора привлекает Командира части ко всем оперативным совещаниям, связанным с оперативно-боевым использованием части.

41. Начальник Сектора о всех ненормальностях, обнаруженных в части, доносит ГПУ УССР.

Б. ГОРОДСКИЕ И РАЙОННЫЕ АППАРАТЫ

42. Гор. и Райаппараты ГПУ в пределах порученной их обслуживанию территории ведут следующую работу:

а) всестороннее изучение города и района и информационное обслуживание их;

б) изучение и освещение политических настроений всех слоев населения, состояние низового аппарата, проходящих кампаний, искривления классовой линии и сигнализация о нарастающих отрицательных процессах в городе и районе;

в) насаждение резидентуры и сети, руководство этим аппаратом и повседневное инструктирование;

г) агентурную и следственную работу по всем делам, не выходящим за пределы города и района, а также по межрайонным делам, порученным Сектором;

д) насаждение агентуры среди объектов КРО СО и ЭКО, на основе выработанных планов и под руководством Сектора, поддержка регулярной связи и инструктаж агентуры;

е) вербовка спецосведомления и агентуры производится с предварительной санкции Начальника Гор. и Райаппарата, после ознакомления с обработочными материалами на лиц, намеченных к вербовке;

ж) по поручению Сектора поддерживает связь с ценной агентурой Сектора.

43. Районные уполномоченные, как правило, ведут агентурные обработки и разработки. Реализация их разрешается с санкции Сектора. При этом Сектор высылает в район своих работников в количестве, определяемом в зависимости от оперативной необходимости. По случаям срочного характера, как то: поджоги, убийства на политической почве и т. п. — Райуполномоченные производят арест и следствие, одновременно донося об этом в Сектор.

44. В отношении объектов, по своей хозяйственной деятельности или по территории расположения выходящих за пределы административных границ районов, вопрос об обслуживании их тем или иным Райаппаратом разрешается в каждом отдельном случае Сектором или ГПУ УССР.

45. Районные Отделения ГПУ по простейшим формам выполняют следующие учетные функции:

а) ведения настольных реестров-журналов, в которых регистрируются возникающие дела-формуляры, разработки и следдела — отдельным журналом по следственным делам и отдельно по делам-формулярам и агентурным делам;

б) ведение книги-алфавита на всех лиц, проходящих по делам Отделения, в которой отмечаются решения и приговоры по делам (для справок);

в) представление в Сектор копий постановлений о заведении и ликвидации дел;

г) выполнение работы по розыску.

Примечание. Агентурные дела по разработкам, выходящим за пределы района, регистрируются в Секторе по линии соответствующих оперативных Отделений.

46. В Городских Отделениях простейшие учетные функции должны выполняться по совместительству одним из технических работников Отдела.

Функции эти заключаются в следующем:

а) ведение журнала регистрации дел-формуляров, агентурных разработок и следственных дел;

б) ведение центрального карточного алфавита (для справок) на лиц, проходящих по указанным делам и по подсобному фонду;

в) представление в Сектор копий постановлений о заведении и ликвидации дела;

г) выполнение работы по розыску. Райуполномоченные ведут учетные функции, указанные только в п. «б», т. е. книгу-алфавит на всех лиц, проходящих по заводимым ими делам.

47. Спецсводки по разработкам по всем отраслям КРО, СО и ЭКО направляются в Рай. и Гораппаратами в Сектор.

Что же касается особо важных разработок по шпионажу, вредительству, политпартиям, к.-р. организациям и политбандитизму, то спецсводки по ним высылаются в соответствующие Отделы ГПУ УССР и в Сектор.

48. Городские и Районные отделения в необходимых случаях проводят самостоятельные аресты, обыски и выемки, за исключением групповых и массовых арестов, как по разработкам, так и по массовым операциям. В последнем случае операции проводятся исключительно по указаниям Сектора или ГПУ УССР.

Гор. и Райотделения без санкции Сектора или ГПУ УССР не имеют права производства арестов ответственных работников районных, советских, хозяйственных и торгово-кооперативных аппаратов. Районные Уполномоченные все аресты, обыски и выемки производят только с предварительной санкции Сектора. В особо исключительных случаях руководствуются § 43 настоящего Положения.

49. Все законченные следственные дела направляются Городскими и Районными аппаратами в соответствующие следственные и судебные инстанции.

50. Дела, подлежащие рассмотрению Судтройки и Особсовещания, направляются через Сектор в ГПУ УССР.

Примечание. Порядок направления и разбирательства дел в Чрезсессиях Судов определяется специальным положением.

51. Распределение работы в Городском и Районном аппаратах проводится по следующему принципу:

а) Начальник Гор. и Райаппарата, кроме общего руководства, ведет определенную часть непосредственной практической работы, как то: важные разработки, вербовка агентуры, инструктаж, допросы по важнейшим следственным делам.

Примечание. В райаппаратах ГПУ, где по штату положено 2 должности (Р/Уп. и его помощник) распределение работы производится следующим образом: Р/Уполномоченный ведает всей оперативной работой: насаждает агентуру, ведет разработки и следствие и руководит информработой. Пом. Райуполномо-ченного ведет всю информационную работу, насаждает резидентуру, сеть, непосредственно ведет повседневную работу и реализует информационные материалы.

б) В Райаппарате выделяется в обязательном порядке один работник, специально ведающий всей осведомительной и информационной работой по линии ИНФО.

в) Один работник Райаппарата ведет агентурно-следственную работу по всем отраслям КРО, СО и ЭКО.

г) В районах, где особо преобладает работа того или иного объекта (КРО или ЭКО), вводятся дополнительно работники этой преобладающей отрасли.

д) Наличный состав Городских Отделений распределяется по основным отраслям работы — КРО, СО, ИНФО и ЭКО, в зависимости от важности того или иного объекта и работает под руководством непосредственно Начальника Отделения.

Порядок подчинения органов ГПУ

52. Начальники Секторов, Городских и Районных Отделений и Районные Уполномоченные ГПУ подчиняются Председателю ГПУ УССР. Начальники Секторов в отношении Начальников Городских и Районных аппаратов ГПУ, входящих в соответствующий Сектор, являются непосредственными оперативными начальниками.

53. Начальник Сектора ответственен за полное оперативно-чекистское обслуживание территории, входящей в Сектор, постановку своевременной и четкой информационной работы по всем вопросам, своевременное сигнализирование перед ГПУ УССР о нарастающих отрицательных процессах в городах и районах, а также за выполнение специальных заданий ГПУ УССР.

54. В отношении находящихся на территории Сектора Пограничных отрядов и Транспортных органов — Начальник Сектора является старшим оперативным начальником и пользуется правами, определяемыми специальным положением.

Формы руководства

55. ГПУ УССР дает непосредственно директивы и указания Районным и Городским аппаратам, входящим в оперативное подчинение Сектора, по следующим моментам:

а) общеполитические и общеустановочные директивы по отдельным кампаниям общегосударственного значения и по отдельным особо важным отраслям работы;

б) приказы, директивы и отдельные указания и распоряжения по всем вопросам административно-организационного характера;

в) циркуляры и директивы по дефектам и недостаткам общего характера в работе органов ГПУ на местах;

г) указания по особо серьезным массовым выступлениям и волнениям;

д) указания по особо важным разработкам;

е) указания, не входящие в плановую деятельность секторов, как то: указания об изъятии по линии ПК, розыску лиц по определенным установкам и т. п.

Во всех указанных случаях копии директив, указаний и отдельных распоряжений направляются соответствующему Сектору.

56. Полное оперативное руководство Городскими и Районными аппаратами ГПУ по всем линиям оперативной работы, в том числе и по выполнению директив, непосредственно полученных из ГПУ УССР, осуществляет Сектор.

57. В своем руководстве Районными и Городскими аппаратами ГПУ Сектор исходит из основной установки внесения в работу предельной четкости и ясности, перенося центр тяжести руководства на живое инструктирование, а также конкретные письменные указания.

58. Все директивы ГПУ УССР, направляющие исключительно Сектору и носящие характер общеполитических установок и общих ориентировок по отдельным вопросам оперативной работы, прорабатываются аппаратом Сектора и рассылаются в Городские и Районные аппараты ГПУ в точно детализированном виде, как конкретные практические задания и установки применительно к условиям оперативной работы в каждом данном районе.

59. Аппарат Сектора проводит систематическое живое руководство и инструктирование подчиненного аппарата по всем отраслям, причем в порядке инструктирования командируемые для этой цели работники лично участвуют в практической работе обследуемых аппаратов (вербовка, инструктаж, связь).

60. В качестве одного из методов живого руководства аппарат Сектора систематически практикует созыв оперативных совещаний Начальников Гор. и Райотделений ГПУ и районных уполномоченных.

Ввиду отдаленности центра Сектора от расположения районных аппаратов, совещания Начальников Гор. и Райаппаратов созываются по участкам в пунктах, наиболее удобно расположенных к данной группе районов. Совещания, как правило, должны увязываться с проработкой планов оперативной работы на определенный период.

61. Созыв оперативных совещаний Начальников Гор. и Райаппаратов ГПУ, входящих в подчинение Сектора (10 человек и более), как правило, производится по участкам с предварительной санкции ГПУ УССР.

62. Руководство всеми агентурными и следственными разработками в Городских и Районных аппаратах ГПУ осуществляется непосредственно Сектором. По указанным вопросам Сектором даются не только письменные директивы и указания, но также оказывается помощь насаждением агентуры, связью с ней, инструктирование, высылка специальных работников и т. д.

63. Руководящие указания по информационным сводкам Городских и Районных аппаратов ГПУ даются Сектором. В случаях же особо серьезных происшествий или волнений указания даются непосредственно ГПУ УССР, в копии — Сектору.

64. В целях осуществления наиболее полного руководства работой Городских и Районных аппаратов ГПУ, помимо систематического инструктирования и письменного директивного руководства со стороны центрального аппарата и Секторов, ГПУ УССР систематически проводится инструктирование Секторов, а также Городских и Райаппаратов ГПУ, для чего создается Инспекция ответственных инспекторов-инструкторов, состоящих при Коллегии ГПУ УССР.

65. В порядке инспектирования центром Городских и Районных аппаратов ГПУ проводится проверка всей оперативной, административной и правовой деятельности Городских и Районных аппаратов, даются практические указания о постановке работы, а также изучается деятельность аппарата, в целях изыскания способов усовершенствования построения его работы.

66. Сектор регулярно информирует ГПУ УССР о всех дефектах и недостатках в работе органов ГПУ, входящих в состав Сектора, а также о принятых мерах и данных указаниях для устранения отмеченных недостатков.

Взаимоотношения органов ГПУ

67. Взаимоотношения территориальных органов с Транспортными ор гана-ми ГПУ, расположенными на территории одного района, определяются на основе тесной оперативной увязки, каковая осуществляется в порядке оперативных совещаний и взаимной информации для координирования действий и выработки практических мероприятий по общим вопросам оперативного обслуживания. В отношении Пограничных отрядов Начальники 6 и 7 Секторов пользуются правами старших оперативных начальников, определяемых особым положением.

68. Городские и Районные аппараты ГПУ, с одной стороны, и Транспортные органы, с другой, взаимно информируют друг друга по всем наличным разработкам, как в отношении разработок, связанных с местным населением и находящихся в транспортных и Особых органах, так и в отношении разработок, связанных с железнодорожными и военнослужащими (так в тексте), находящимися в Городских и Районных аппаратах ГПУ.

69. В пунктах расположения Транспортных, Пограничных и особых органов, совпадающих с районными центрами, в целях экономии сил и создания единого чекистского аппарата, отдельные Районные аппараты не организуются, а объединяются с аппаратами указанных органов ГПУ, причем Начальники последних являются одновременно начальниками Райаппаратов ГПУ.

70. Вопрос об изъятии разработки из территориальных органов ГПУ и наоборот — в каждом отдельном случае разрешается ГПУ УССР по представлению Начальника Сектора.

71. Городские и Районные аппараты ГПУ выполняют задания Особорганов по обслуживанию комсостава вне казарм, обслуживают переменников и информируют Особорганы о настроениях последних.

72. Взаимоотношения органов ГПУ с РК Милицией и Розыском определяются на основе Положения о Главном Управлении Милиции и Розыска УССР. Начальники Гор. и Райотделений Милиции и Розыска являются помощниками Начальников Гор. и Райотделений ГПУ по милиции.

Взаимоотношения органов ГПУ с парт, и соворганами

73. Взаимоотношения Секторов, а также Городских и Районных аппаратов ГПУ с парт. и соворганами определяются следующим:

а) Начальники Городских и Районных аппаратов ГПУ информируют Городские и Районные партийные и Советские органы о политическом состоянии обслуживаемых районов.

б) При выездах Начальника Сектора в районы и города, он на месте связывается с Гор. и Рай. партийными комитетами на правах представителя ГПУ УССР. При серьезных происшествиях и осложнениях в том или ином городе или районе, Начальник Сектора, в случае необходимости, имеет право делать информацию на заседаниях Бюро и Президиума соответствующих парт. и соворганов.

74. В целях соблюдения правил хранения секретной и сов. секретной переписки в отношении материалов, направленных в партийные и советские органы, устанавливается:

а) Все направляемые органами ГПУ секретные материалы для ознакомления ответственным, партийным и советским работникам хранятся в секретных частях учреждений и, по минованию надобности, возвращаются в органы ГПУ.

б) Все направляемые для ознакомления в парт. и сов. органы секретные материалы ГПУ снабжаются отметкой «подлежит возвращению в указанный срок».

75. Взаимоотношения органов ГПУ с прокурорским надзором определяются особой инструкцией.

(продолжение)

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.